<<
>>

Новые дизайнеры

В будущем абсолютно все будет нести печать интеллекта. Так ут-верждают многие дизайнеры и производители, с нетерпением ожиДизайнерские профессии

/303

дающие наступления того момента, когда мусорное ведро станет говорить с холодильником и автоматически заказывать продукты, как только в него попадет пустая коробка из-под сока.

На недавней Конференции по вопросам растущей компьютеризации 2000, проведенной в США, обсуждали общие стандарты для таких устройств. Ни разу за все время проведения конференции ни у кого не возник вопрос: «А зачем, собственно, людям нужны тостеры, говорящие с микроволновками?» По мнению Джеффри Сенна, главного технолога в Maya Design Group, такой вопрос просто неуместен. «Задача инженеров — создать «сырую» технологию, — говорит он. — Рынок сам даст ответ, нужна эта технология или нет»39.

Но если возложить все надежды исключительно на рынок, в будущем все окажется «тупым» — сплошной ненужной кучей мусора. Рынок отнюдь не является самоуравновешивающимся механизмом, определяющим потребности и распределяющим ресурсы, и, как видно из его послужного списка, часто игнорирует реальные нужды, уделяя максимум внимания товарности и прибыли, минимум — пользовательским требованиям или долговременной устойчивости.

Итальянский дизайнер Этторе Соттсасс считает: «Если мы говорим о рынке, то значение имеет не то, насколько хорош сам картофель, а то, насколько хорошо вы сможете его продать»40. Инновации, определяемые рынком, могут привести к отупению дизайна и технологий, поскольку вопросы потребления будут оторваны от вопросов производства, этическая сторона станет игнорироваться, а внимание переадресуется впечатлению от бренда, а не реальному повседневному пользовательскому впечатлению. Другими словами, все станет «тупым» и опасным.

В XXI веке дизайнеры будут все чаще задумываться над своей ролью и обязанностями, которые накладывают на них противоречия рыночной экономики.

Они станут принимать все мыслимые и немыслимые меры, чтобы избежать разрастания тупого и опасного дизайна, порождаемого глобализацией.

Одно из возможных направлений деятельности, в таком случае, — участие в работе (штатной и внештатной) крупных корпораций и использование дизайна для гуманизации рыночных механизмов. А вот мнение Такера Вимейстера, вице-президента Razorfish Design:

Mbl, ДИЗАЙНЕРЫ, — ЗАЩИТНИКИ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НАША СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

РАБОТАТЬ НА BODY SHOP ИЛИ BEN & JERRY'S, ЧТОБЫ БЫТЬ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫМ. Mbl ЕДИНСТВЕННЫЕ ЛЮДИ ИЗ ТЕХ, КТО УЧАСТВУЕТ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ, КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО, ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ

Власть дизайна

/304

люди с НАШИМ ПРОДУКТОМ. ВЕСЬ СМЫСЛ ДИЗАЙНА МЕНЯЕТСЯ. В БУДУЩЕМ ДИЗАЙНЕРЫ СТАНУТ БОЛЬШЕ ПОХОЖИМИ НА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, ПОМОГАЮЩИХ ДРУГИМ ЛЮДЯМ ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК ОНИ ХОТЯТ, АНЕ УКАЗЫВАЮЩИХ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ»41.

Выполнять эту функцию значит больше, нежели просто следить за тем, чтобы пользовательские нужды и впечатления были заложены в процессе разработки продукта. Потенциально существует возможность как минимум соединить более радикальное дизайнерское видение с корпоративной программой действий. Designworks — это ведущая калифорнийская дизайнерская консультационная фирма, а также дочерняя компания BMW. По мнению Грега Брю, их директора по дизайну транспорта, «...дизайн — это зло. Он разжигает в людях желание приобретать все новые и новые вещи. Мы несем ответственность за создание продуктов, которыми люди жаждут обладать, пусть и недолго, и которые затем просто выбрасывают. Давайте посмотрим правде в глаза: в основе нашего уровня жизни — смерть планеты»42. Грег Брю и Марк Таппейнер, директор по дизайну продуктов, предлагают абсолютно новую концепцию борьбы — «настольный персональный производитель», который использует свободно распространяемый банк вариантов дизайна продуктов и производит продукты в соответствии с индивидуальными потребностями, что позволяет минимизировать упаковку и отходы.

Люди, занимающиеся ремеслами, могут также работать в союзе с большими корпорациями и решать вопросы устойчивого дизайна.

Энн Чик, одна из ведущих британских исследователей в сфере устойчивого дизайна, утверждает: «Дизайн играет главную роль в создании моделей образа жизни, а потому его можно рассматривать как мощное средство внедрения устойчивой социальной практики»43. Она приводит в пример Йонаса Тортенссона, шведского ди-зайнера в области ремесел, который сотрудничает с IBM и изготавливает стеклянную посуду из старых электронно-лучевых трубок. Значение этого примера состоит скорее в расширении роли ремесленника, его участии в корпоративной экономике и поощрении модели устойчивого образа жизни, а не в его конечном вкладе в дело переработки отходов.

Исторически так сложилось, что неспособность рынка предоставлять некоторые услуги, воспринимаемые сегодня нами как нечто само собой разумеющееся — образование, здравоохранение и соцобеспечение, — компенсировалась вмешательством государства, имеющего прогрессивную социальную программу действий. В Великобритании, как и в других европейских странах, госуДизайнерские профессии

/305

дарство работает и с дизайном в том числе. Например, не так давно в Великобритании была осуществлена программа «Дизайн против преступности», которую инициировали и провели с помощью Совета по дизайну Министерство внутренних дел и Министерство торговли и промышленности44. Цель этой программы — повлиять на всех участников процесса разработки новых продуктов, побуждая их внедрять в дизайн функции сопротивляемости преступности, еще на этапе до выпуска продуктов на рынок.

Программу «Дизайн против преступности» нужно рассматривать в контексте политики, проводимой лейбористским правительством, которое стремится к созданию креативной экономики, основанной на знаниях, а потому делает все, чтобы модернизировать экономику, государственные институты и сам образ страны. Ключевую роль в этом процессе играет дизайнерская политика, проводимая под руководством Совета по дизайну. По словам его главы: «Вопросы дизайна поднимаются на самом высоком правительственном уровне»45.

Среди недавних законодательных инициатив — разработка и внедрение приемов дизайн-менеджмента в ключевых правительственных ведомствах. «Дизайн против преступности» — это значительный шаг вперед, поскольку объект дизайнерской политики смещается с вопросов промышленной конкурентоспособности в сторону сферы социальной политики. Таким образом, вырисовывается еще одно направление деятельности — взять на себя инициативу по внедрению дизайнерской политики на региональном, национальном и европейском уровнях, соединить дизайн и дизайнерское мышление, с одной стороны, и социальное обеспечение и справедливость, с другой.

Но некоторые дизайнеры, художники и другие люди из сферы культуры считают подобную деятельность в лучшем случае бессмысленным надувательством. Сегодня зарождается новая форма активистской деятельности — децентрализованная и основанная на личных связях, радикальная и ориентированная на средства передачи информации, антикорпоративная и антиглобалистская. Движение Reclaim The Streets*, Adbusters**, кампании против отдельных корпораций и демонстрации антиглобалистов во время саммита Большой

ВОЗВРАЩЕНИЕ [ОЖИВЛЕНИЕ] УЛИЦ» — одно из АНТИГЛОБАЛИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ; НАЧАЛОСЬ В 1991 году в ЛОНДОНЕ ВО ВРЕМЯ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МИ; ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОРГАНИЗАЦИЮ КАКИХ-ЛИБО УЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ТАНЦАМИ, МУЗЫКОЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И Т. Д. С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШИТЬ АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К УЛИЦЕ И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

** КАНАДСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, НАПРАВЛЕННЫЙ ПРОТИВ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА И ГЛОБАЛИЗМА; ПУБЛИКУЕТ МНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ; УЧРЕДИЛ «ДЕНЬ БЕЗ ПОКУПОК», ПОДДЕРЖИВАЕТ «НЕДЕЛЮ БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА»; В 2004 ГОДУ ВЫПУСТИЛ ТУФЛИ С ЛОГОТИПОМ ANTI-LOGO. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

Власть дизайна

/306

восьмерки «сеют семена реальной альтернативы господству корпораций»46. Это движение поднимает серьезные вопросы, касающиеся культурного выбора, власти корпораций, гражданской свободы и пространства, а также характера работы.

Некоторые дизайнеры уже принимают активное участие в этой деятельности, и в будущем тенденция, скорее всего, будет только расти.

Кто-то из завтрашних дизайнеров станет заниматься потребительским впечатлением от дизайна, работая на корпорации или сотрудничая с ними. Другие будут работать на государство, а третьи предпочтут более радикальный путь. Поступая таким образом, все эти люди будут творить историю дизайна в XXI веке.

Несмотря на кажущееся бесконечным разнообразие дизайнерских специальностей и преобразование самой профессии, необходимых умений и знаний, все же можно выделить некоторые общие характеристики, присущие новому дизайнеру, которые вытекают из тем, рассмотренных в нашей книге.

Прежде всего, новый дизайнер (рис. 6.4) должен быть разумным созидателем. Умения и знание своего ремесла лежат в основе практической дизайнерской деятельности, вне зависимости от того, занимается дизайнер материальными объектами или вир

Рисунок 6.4 Новый дизайнер

Дизайнерские профессии /307

туальными пространствами. Знание ремесла дает возможность понимать и ценить качество, деталь и чувственный опыт. Оно также заставляет вещи работать. Неотъемлемы от ремесла дизайна и творческий подход к решению задач, умение рассуждать и выделять значимое.

Еще один важный компонент работы дизайнера — рефлексивное мышление. Дизайнеры постоянно работают с информацией: в своей деятельности они должны получать, применять и создавать новые знания. Необходимо активно учиться в течение всей своей жизни, чтобы совершенствовать свои исследовательские и рефлек-сивные умения. Получение и применение новых знаний — это социальный процесс, а потому дизайнер должен обладать гибкостью при налаживании связей и стремиться к постоянному общению.

Вопросы устойчивого развития нельзя отделять от предпринимательства. Дизайнеры все чаще видят себя в роли устойчивых предпринимателей. Так и должно быть. Изменившиеся формы занятости уже свидетельствуют о том, что нам следует считать себя индивидуальными предпринимателями.

Быть бизнес-стратегом не менее важно для выживания. Понимание законов бизнеса, управления и маркетинга всегда имело существенное значение в дизайнерской деятельности, но сегодня (как и завтра) это истинно более, чем когда-либо. И все это держится на знании устойчивой деловой практики.

Наконец, дизайнер — это активный гражданин. Активная гражданская позиция — это принцип, объединяющий людей друг с другом посредством совокупности прав и обязанностей, а, следовательно, такая позиция, впрочем как и сам дизайн, подразумевает эмпатию. Дизайнер — это еще и инициатор социальных программ, и интернационалист. Одни отдают честь флагу, другие громят McDonald's. Мы не пытаемся навязать ту или иную модель гражданской позиции, мы только хотим указать на необходимость активно защищать свои принципы. Ах да, еще одно: важнее всего, чтобы дизайнер был неразумен. Да, он должен сопереживать, понимать нужды и желания других людей, осознавать крайнюю важность устойчивого развития. Но, учтя все это, он должен иметь уверенность в себе, способность взглянуть вдаль и предъявить совершенно неразумные требования к миру, который игнорирует нужды и желания большинства своих обитателей. От этого зависит наше будущее.

РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К МИРУ; НЕРАЗУМНЫЙ — УПОРНО ПЫТАЕТСЯ ПРИСПОСОБИТЬ МИР К СЕБЕ. ПОЭТОМУ ПРОГРЕСС ЗАВИСИТ ОТ НЕРАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ.
ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/308
Примечания

Благодарим Сьюзан Ролин за предоставленную информацию об образовании дизайнеров в США.

Potter, N. What is a Designer: things, places, messages / N. Pot

ter. — Reading: Hyphen Press, 1980.

Casey, B. The Chase Creative Consultants/ B. Casey, L. Hatch. —

Manchester: Cheetah Books, 1993.

Oxford English Dictionary, 1934.

Potter, N. What is a Designer: Things. Places. Messages/ N. Pot

ter. — Reading: Hyphen Press, 1974.

Julier, G. The Thames and Hudson Encyclopaedia of 20th Cen

tury Design and Designers / G. Julier. — London: Thames and Hud

son, 1993.

Myerson, J. Commercial Union / J. Myerson // Design Week. —

1997. —March 21. —P. 26.

Там же, р. 27.

McAlone, B. British Design Consultancy, Report/ B. McAlone. —

London: The Design Council, 1987.

9. Potter, S. The Benefits and Costs of Investment in Design/

S. Potter [et al.], Design Innovation Group. — Milton Keynes: Open

University, 1991.

Findeli, A. Design History and Design Studies: Methodologi

cal, Epistemological and Pedagogical Inquiry / A. Findeli // Design Is

sues. — 1995. — 11(1). — P. 55.

Julier. The Thames and Hudson Encyclopaedia.

Там же.

Association of Independent Colleges of Art and Design (A1CAD),

website.

Там же.

Pulos, A. The American Design Adventure 1940-1975 / A. Pulos. — Cambridge, MA, 1988. — P. 165-195.

Там же.

Там же.

Kelly, R. R. Postwar Graphic Design Education in America,

Graphic Design Education Association Bulletin / R. R. Kelly; Kevin

Bryne(ed.). —1993-1994.

Дизайнерские профессии

/309

Walker.

de Sausmarez, M. Basic design: the dynamics of visual form / M.

de Sausmarez. — London: van Nostrand Reinhold. Studio Vista, 1964.

White, T. Belles lettres / T. White // ID Magazine. — 1997. —

May. — P. 82.

Там же.

Myerson. Commercial Union.

Katz, B. M. Speck Product Design / B. M. Katz // ID Magazine —

January-February. — P. 86.

Pearlman, C. (ed.). Sun Power: No more Daisy / C. Pearlman

(ed.) // ID Annual Design Review. — 1996. — P. 144.

ID Magazine, Annual Design Review — 1998.

Lanre. The Professional and Business Guide to Design Services /

Lanre. — Bromley, Kent: Janvier Publishing, 1994.

International Council of Societies of Industrial Design (ICSID)

URL, http://www.icsid.org.

Farrelly, L. Rising by Degrees / L. Farrelly // Design Week. —

1997. —January 31. —P. 19.

Gorb, P. Design Talks /P. Qorb. — London: The Design Coun

cil, 1988.

Gorb, P. Design Management: papers from the London Business School. — London: Architecture, Design & Technology Press, 1990.

Service, L. M. Profit by design / L. M. Service, S. J. Hart,

M. J. Baker. — Scotland: The Design Council, 1989.

Roy, R. The commercial impacts of investment in design /

R. Roy, S. Potter // Design Studies. — 1993. — 14(2). — April. —

P. 171-195.

Oakley, M. Design Management: a handbook of issues and

methods/M. Oakley. — Oxford: Blackwell, 1990.

Cooper, R. The Design Agenda: a guide to successful design

management / R. Cooper, M. Press. — Chichester: J Wiley & Sons,

1995.

Эти примеры из практики первоначально были опубликованы

в статье: Cooper, R. Heroes and Villains? The contradictory and Diverse

Nature of Design Management / R. Cooper, M. Press// Managing New

Product Innovation / B. Jerrard, M. Truman, R. Newport (eds). — 1998.

Власть дизайна

/310

Особую признательность выражаем Кейт Шепард за непосредственное проведение исследования (Taylor & Francis, 1999).

36. Chamberlain, P. Good vibrations. Conference paper, DRS

Conference, Birmingham, September / P. Chamberlain, J. Roddis,

M. Press.— 1998.

Findeli. Design History and Design Studies / Findeli. — 1995. —

P. 55.

Цитируется по: Margolin, V. Design History or Design Studies

Subject Matter and Methods / V. Margolin // Design Issues. — 1995. —

11(1). —Spring.— P. 10, 15.

Guernsey, L. A chip in every pot / L. Guernsey // New York

Times. — 2000. — April 13. — http://www. nytimes.com/library/

tech/00/04/circuits/articles/13need.html (дата обращения — 16 ав

густа 2000).

Pearlman, С. A conversation about the good, the bad, and the

ugly / С Pearlman // Wired. — 2001. — January. — P. 181.

Цитируется по: Press, M. Buddy, can you spare a paradigm? /

M. Press // Co-design Journal. — 1995. — 1(3).

Lewis, J. Design is evil / J. Lewis // Wired. — 2001. — Janu

ary. — P. 194.

Chick, A. The environmental agenda: opportunities for craft

makers and designers / A. Chick // A New Agenda for Creative Enter

prise I K. Bunnell (ed.). — Falmouth College of Art, 2000. — P. 37.

Erol, R. Codesigning against crime / R. Erol, M. Press, R. Coo

per, M. Thomas // Collaborative Design / S. A. R. Scrivner, С D. Chen,

A. Woodcock (eds). — London: Springer Verlag, 2000.

Erol, R. Design Against Crime: awareness in design education IDATER 2000. Proceedings of the International Conference on Design and Technology Educational Research and Curriculum Development, Loughborough University, August / R. Erol, M. Press, R. Cooper, M. Thomas; P. H. Roberts, E. W. L. Norman (eds). —, 2000.

Summers, A. Redesigning the UK / A. Summers // Design Ma

nagement Journal. — 2000. — 11(1). —P. 18-21.

Klein, N. No Logo / N. Klein. — London: Flamingo, 2000. — Р. Xxi

Дизайнерские профессии

/311

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Новые дизайнеры:

  1. Дизайнер как коммуникатор
  2. Качества, необходимые профессиональному дизайнеру
  3. Дизайн как профессияс точки зрения дизайнера-практика
  4. Старые и новые схемы
  5. Часть V.Новые виды штрафов в налоговом законодательстве
  6. НОВЫЕ ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
  7. НОВЫЕ ТЕХНИКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛКИ
  8. 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
  9. 1.3. Квартира в новом доме — новые проблемы?
  10. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ВЛИЯНИЯ В ПРОДАЖУ
  11. 18-4. Новые подходы к объяснению экономического роста
  12. Системные банковские кризисы — старые и новые
  13. СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ ПОМОГАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ
  14. Как правильно строить новые отношения?
  15. 4 . Кризис классического либерализма и новые модели солидарности
  16. Советы: как правильно строить новые отношения?