<<
>>

Общие сведения

Питер окончил филологический факультет университета и первые двенадцать лет своей карьеры занимался рекламой. Сначала он обеспечивал взаимодействие с клиентами в лондонском представительстве одного из американских рекламных агентств, затем перешел в Saatchl and Saatchl на должность директора рабочей группы клиента, где работал с такими клиентами, как Kellogg's, The Sunday Express, The Sunday Telegraph, Castlemaln XXXX, Holsten Plls и Cadburys.

Оттуда Питер перешел в Imagination на должность директора по работе с клиентами.

В течение двух лет Imagination занималась собственным перепозиционированием на рынке, положив в основу своей деятельности широкое понятие впечатления от бренда. Частично это было вызвано тем, что высшее руководство считало компанию неспособной прибыльно функционировать в долгосрочном плане на своем традиционном, узком рынке, и поэтому полагало необходимым разработать такую форму позиционирования, которая позволила бы компании конкурировать с другими за рамками ее основного направления деятельности — организации выставок, запусков продуктов и конференций.

Imagination поставила перед собой цель убедить своих клиентов в том, что им нужно нечто гораздо большее, нежели просто рекламная стратегия.

Им необходимо сформировать более широкий взгляд на бренд, сочетающий дополнительную стратегию впечатлений бренда с основной стратегией бренда для «обеспечения единства корпоративного голоса и корпоративных коммуникаций во всем, чем они занимаются», в то время как большинство компаний считают дизайн линейной и узкой сферой деятельности: «Все дело в единстве элементов дизайна в работе: что говорит менеджер по продажам, какого цвета фургон, какой модели фургон, что говорит и как выглядит секретарь приемной, как выглядит вообще все вокруг и т.д. Все эти элементы существенны, и формирование такого целостного подхода — наша главная цель».

«Мф перешли к формулированию стратегии, предпочтя не оставаться в сфере , а это означало, что теперь

Дизайнерские профессии

/295 компании необходимо создавать стратегические отношения со своими партнерами, следовательно, мы должны были отказаться от построения рабочего процесса по принципу проектов и перейти к налаживанию долговременного сотрудничества.

Вместе с этим смещением акцента пришло и осознание того, что нужны и новые менеджеры по проектам:

НЕ ПРОСТО ЛЮДИ, СПОСОБНЫЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ, КООРДИНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПО ПРОЕКТУ, НАЛАЖИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

С КЛИЕНТОМ, ПОНИМАТЬ ЗАДАНИЕ НА ДИЗАЙН И ПЕРЕВОДИТЬ В НЕЧТО БОЛЕЕ УДОБОВАРИМОЕ ДЛЯ КРЕАТИВЩИКОВ, — С ЧЕМ ОНИ МОГЛИ БЫ НОРМАЛЬНО РАБОТАТЬ, А ЗАТЕМ КОНТРОЛИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ШЕЛ ПО ГРАФИКУ И ОСТАВАЛСЯ В РАМКАХ БЮДЖЕТА. НАМ НУЖНЫ БЫЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЭТО ПЛЮС ОБЛАДАТЬ ВИДЕНИЕМ БРЕНДА, ОСОЗНАВАТЬ СТРАТЕГИЮ БРЕНДА И ПО-НИМАТЬ, КАК НАЛАДИТЬ ПАРТНЕРСТВО И ДОЛГОВРЕМЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Для реализации этого подхода в рамках отдела по работе с клиентами были созданы три должности.

Дизайн-директор, ответственный за художественную часть дизайна; его задача —обеспечить выполнеие соответствующих работ, следуя первоначальным целям и спецификациям заказчика.

Директор по работе с клиентами, ответственный за весь процесс создания дизайна в целом, а также за связи с клиентами.

Директор по планированию, ответственный за стратегическую составляющую процесса, маркетинг и потребительскую сферу, а также за развитие бренда; то естьпрактически занимающийся всеми маркетинговыми

и стратегическими вопросами.

ТАКАЯ ДОЛЖНОСТЬ — УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА. ЦЕЛЬ РАБОТЫ — СФОРМУЛИРОВАТЬ ОБЩУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА ЗАКАЗЧИКА, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ КОНТЕКСТ, В КОТОРОМ ТОТ РАБОТАЕТ, ВЫЯСНИТЬ У КЛИЕНТА, КАК ОН ПРЕДПОЧЕЛ БЫ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ СЕБЯ И Т. Д... ЭТО, В ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ, ДОВОЛЬНО ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА, КОТОРАЯ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ВЕДЕТ К УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ КЛИЕНТА И ПОМОГАЕТ ВЫЯВИТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ТАКИЕ КАК ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ, ЧТО ПРЕД-СТАВЛЯЕТ СОБОЙ САМ БРЕНД И ЧТО ОЖИДАТЬ ОТ ПРОДУКТА... ПОСКОЛЬКУ ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ ЛОЖАТСЯ В ОСНОВУ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ И РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСОГО ПРОЦЕССА.
Власть дизайна

/296

Должность и обязанности Питера

Питер — директор по работе с клиентами и считает свою работу дизайн-менеджментом.

Свои обязанности и сферу ответ-ственности он описывает следующим образом: Взаимодействие с клиентами «Я отвечаю за отношения с клиентом, координацию ресур- сов Imagination с целью выполнения работ по дизайну согласно поставленным задачам». Именно Питер вместе с директором по маркетингу первым встречается с клиентом.

«Директор по маркетингу «продает» компанию, а я объясняю, каким образом компания обеспечит выполнение всех этих обещаний с точки зрения дизайна. Я описываю все процессы, которые будут задействованы, рассказываю, как мы планируем заниматься клиентом, кто станет отвечать за работу с ним и за его взаимодействие с агентством. Мы также обсуждаем и более практические вопросы, такие как контракты, систему расчетов и т. д., но самое главное — мы вместе с клиентом определяем истинные цели создаваемого дизайна, то есть какую проблему компания хочет с его помощью решить». «Взаимодействие с клиентом на высшем уровне». Как директор по работе с клиентами Питер отвечает за выстра-ивание отношений между агентством и клиентом и определение проектов — в зависимости от коммуникационных потребностей клиента.

Формулирование маркетинговой стратегии клиента «Разобравшись в маркетинговой стратегии клиента, я даю рекомендации относительно того, как наш арсенал дизайнерских инструментов может способствовать достижению этих маркетинговых целей». Одна из задач Питера состоит в его взаимодействии с клиентами, а именно: оценить ситуацию, в которой находится клиент, и определить возможные проблемные вопросы, а также способ взаимодействия клиента с другими агентствами.

Хотя работа Питера — заключать контракты с клиентами и объяснять им, «что такое бренд и почему важно целост-ное впечатление от бренда» — является внешней по отношению к компании, то же самое ему приходится проделывать и внутри компании. Он поясняет: «В мои обязанности входит как внутренний, так и внешний мониторинг, и оба эти аспекта одинаково важны».

Управление и коммуниккация После реструктуризации компании задачей Питера стало «разъяснение новых целей нашей работы внутри и за пре делами компании, разъяснение вопросов по процессам, необходимым для достижения этих целей, и обеспечение надлежащего выполнения работы — с применением необходимых навыков и процессов».

Дизайнерсикие профессии /297

Необходимые навыки

Понимание дизайна.

«Хотя человеку, занимающему эту должность, не обязательно быть дизайнером, он все же должен обладать интуитивным пониманием дизайна и уметь ценить творческий подход... Интерес к творчеству и его воздействию на других людей — вот, что должно отличать любого, кто работает в творческом бизнесе...

Для этого не обязательно иметь профессиональные знания, надо просто уметь разглядеть и оценить профессионализм другого. Главное — понимать, где и каких людей необходимо привлечь и как их использовать».

Компетентность в коммерческой сфере. «Нужен не только интерес к бизнесу, но и понимание того, как работает бизнес, как составляются маркетинговые стратегиии как функционирует бренд». Необходимо понимание общих вопросов и проблем, с которыми сталкиваются марке

тологи, в какой бы отрасли они ни работали, — на общем и конкретном уровне: «Следует понимать маркетинговый контекст бизнеса, в котором вы работаете».

Управление кадрами. «Важно обладать интересом к психологическому аспекту деятельности: нужно интересоваться людьми не только с точки зрения их потребительских характеристик. Вы должны не только испытывать истинное воодушевление от того, чем занимаетесь, но и воодушевлять множество самых разных людей, учас

твующих в процессе. Стоит в вашем поведении проскользнуть неискренности — с вами покончено. Необходимо быть искусным в мотивировании людей».

Навыки работы с клиентом. «Клиент должен быть абсолютно уверен, что вы полностью контролируете процесс».

Интуиция. «Необходимо иметь естественную способность обнаруживать и обсуждать возможные проблемные моменты при встрече с клиентом; нужно знать, какие вопросы задавать, когда можно поспорить с клиентом и как аргументировать свою позицию».

Межличностные навыки. «Важно уметь слушать и обладать необходимым чутьем, чтобы избегать деликатных вопросов и щекотливых тем. Нельзя просто идти напролом, в определенных вопросах нужно тонко чувствовать границы дозволенного. По большей части маркетинг — это рационализм, а интуиция и чутье необходимы для управВласть дизайна

/298

ления людьми, потому что от этого зависит их удовлетворенность своей работой».

> Гибкость и умение адаптироваться.

«Работая в творческой сфере, необходимо обладать бесконечной гибкостью, потому что нужно быть настоящим фанатом своего дела — мастером на все руки... Нужно обладать пониманием всех творческих дисциплин, чтобы уверенно и авто-ритетно разговаривать с клиентом, который в этом не так хорошо разбирается».

Согласно личной убежденности самого Питера, дизайн-менеджер должен приниматься на работу и затем постепенно развивать в себе необходимые навыки. Он также считает, что очень многое в этой сфере зависит от личностных навыков менеджера, его умения взаимодействовать с людьми и интуиции.

Определение дизайн-менеджмента

Я ВИЖУ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с КЛИЕНТОМ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗАДАЧА ДИЗАЙН-МЕНЕДЖЕРА — СКООРДИНИРОВАТЬ ТО, ЧТО ОБЫЧНО ОТНОСИТСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЛАСТЯМ И ДИСЦИПЛИНАМ ДИЗАЙНА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЛИЕНТА. В ИДЕАЛЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖЕР РАБОТАЕТ В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ДИРЕКТОРОМ ПО МАРКЕТИНГУ, ТАК КАК ДИЗАЙН — ЭТО НАСТОЛЬКО ЖЕ МАРКЕТИНГ И КОММУНИКАЦИЯ, НАСКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАТЕРИАЛА И ДВУХМЕРНАЯ ГРАФИКА.

Материал собран Кейт Шепард

Дизайнерские профессии

/299

Хотя наше исследование основано лишь на четырех примерах, мы считаем возможным предложить определенную типологию дизайн-менеджеров, в рамках которой находят свое место самые различные виды деятельности.

> Руководитель творческой группы

>менеджер по дизайн-услугам

>Менеджер

по работе

с клиентами

>Менеджер

по маркетингу

Модель дизайн-менеджмента компании Reebok. Основные функции: определение общего направления разработки дизайна, управление командой дизайнеров, обеспечение связи дизайна с другими корпоративными функциями, такими как маркетинг и продажи. Ключевые навыки: дизайн, лидерство, управление персоналом.

Модель дизайн-менеджмента компании Prudential. Основные обязанности: управление отношениями с внешними консультантами по дизайну, определение корпоративной политики в дизайне и поиск решений совместно с консуль-тантами.

Основные навыки: компетентность в дизайне, управление процессами,общее управление.

Модель дизайн-менеджмента компании The Chase. «Все, что угодно, только не дизайн»: акцент на финансовом контроле и решение соответствующих проблем. Ключевые на-выки: финансовое управление и переговоры.

Модель дизайн-менеджмента компании Imagination. Ди-зайн — часть маркетинга, с акцентом на маркетинговой стратегии и управлении проектами. Ключевые навыки: мар-кетинг, стратегическое управление, коммуникация.

Конечно, к этим четырем категориям можно добавить и множество других. Недавнее исследование Чемберлена, Роддиса и Пресса показывает, что дизайн справедливо рассматривать и с точки зрения «мобилизации бизнес-деятельности», дизайн-менеджер в таком случае становится «управляющим бизнес-процесса»36, дизайнер контролирует и координирует все аспекты процесса разработки новых видов продукции.

Как показали рассмотренные выше примеры, должность дизайн-менеджера многопланова и в настоящее время зависит от понимания самими дизайн-менеджерами своих обязанностей. Этот термин более применим к конкретным людям, нежели к профессии в целом. Эти люди адаптируют свои знания и навыки к нуждам своих компаний и делают все возможное, чтобы способствовать эф-фективному использованию дизайна в бизнесе.

Следовательно, мы возвращаемся к вопросу общего видения дизайна в образовании XXI века. И если модель «романтический герой», доминировавшая в образовании в области дизайна в течение

Власть дизайна /300

более половины XX века, нуждается в реформировании, то является ли модель «менеджер» ее единственной альтернативой? Неужели дизайнерское мышление — это всего лишь одна из разновидностей мышления управленческого? Самоопределение, вероятно, никогда не было сильной стороной дизайнеров и преподавателей дизайна. Дизайн-менеджмент предложил им модель для самоопределения, соответствующую культуре 1980-х годов, но сегодня мы живем в совсем иной культуре и сталкиваемся с совсем иными проблемами. Необходимость устойчивого развития промышленности, вопросы создания новых технологий, проблемы удобства в использовании, острая необходимость перестройки наших убогих и экологически небезопасных «внутренних городов»*, создание понятных карт нашего перегруженного информационного ландшафта — все эти проблемы требуют осмысления с точки зрения дизайна, дизайнерского вообра-жения и применения дизайнерских навыков на благо общества.

Противоречия, обозначенные нами ранее, могут быть разрешены, если мы задумаемся о гражданской ответственности дизайнера и введем это понятие в систему образования в дизайне. Существующие программы обучения дизайн-менеджменту, особенно на уровне последипломного образования, могли бы тогда стать более специализированными и сосредоточиться на определенных сферах дизайн-процесса, как то: руководство творческой группой, управление дизайн-услугами в сфере проектирования и т.д.

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Общие сведения:

  1. Раздел I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПСИХОЛОГИИ
  2. 10.1. Общие сведения о компоновке данных
  3. 58. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
  4. 69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
  5. Сведения об авторе
  6. Сведения об авторе
  7. Перечень сведений конфиденциального характера
  8. 14.9. Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации
  9. 17.3. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима
  10. 8.2. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления
  11. 5.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей
  12. § 3. О содержании и форме распространяемых порочащих сведений
  13. Форма сведений о регистрации физического лица по месту жительства
  14. 4.4. Изменения, касающиеся предоставления сведений об объекте недвижимости