<<
>>

Понимание культуры

Находясь в Японии, вы входите в ванную и видите перед собой только низкий табурет, пластмассовый таз и маленькое полотенце для рук. Что же со всем этим делать? Как себя вести и что сие означает? Вы отчаянно пытаетесь вникнуть в японскую культуру.

Манера поведения, обычаи и ценности различны как в разных странах нашего мультикультурного и социально разнообразного мира, так и в пределах одной страны.

Используемые предметы и их сочетания одновременно отражают и закрепляют ожидаемое в повседневной жизни поведение. Путешествуя по другим странам, мы все время пытаемся истолковать созданную вокруг окружающую среду, чтобы понять, как поесть, как купить билет на автобус, как принять ванну. Иными словами, мы пытаемся понять лежащую в основе жизни культуру.

Совершенно очевидно, что понимание культуры играет важнейшую роль в дизайне. По мнению американского профессора по маркетингу Майкла Соломона, «культура — это линза, через которую люди смотрят на продукт»2. Именно культура придает продуктам значение, обусловливает обычаи, в соответствии с которыми они используются, и ценности, которые отражаются в форме этих продуктов и их функциях.

Существует множество способов определения и понимания термина «культура».

Исторически его значение изменялось от «контроля естественного роста» (как в понятии «агрикультура») до «общего состояния или склада ума» (что связано с идеями о совершенствовании личности) и «всех видов искусства вместе взятых» (когда возникает ассоциация с высокой культурой)3. В последнее время подобные консервативные определения культуры подвергались критике со стороны культурологии — науки, которая прибегает к помощи антропологии, социологии, лингвистики, истории, психологии и других дисциплин в изучении культуры как «социального

ДИЗАЙН И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

/ 27

производства и воспроизводства ощущения, смысла и сознания»4.

Значительное влияние на культурологию оказали идеи марксизма, феминизма и мультикультурализма, в результате чего она приняла вид радикальной точки зрения, согласно которой культура — это плацдарм, используемый различными социальными группами для битвы за власть, осуществления попыток сопротивляться подчинению и утверждать свою идентичность. Чуть позже в этом раз-деле мы рассмотрим и другие культурологические точки зрения, а пока ограничимся более широким определением культуры как совокупности четко выраженных моделей общественной, жизни, отражающих общие ценности, смыслы и убеждения, которые выражаются в предпочитаемых материальных объектах, услугах и действиях. Однако, как вы заметите по мере продвижения нашего исследования, мы будем использовать и другие определения. Для человека, изучающего дизайн, умение оценивать и интерпретировать различные значения этого термина — абсолютная необходимость.

Упоминание культуры можно найти во множестве различных исследований, касающихся дизайна. Рассказывая о способах использования инноваций и дизайна успешными компаниям, Джеймс Пилдитч обращает особое внимание на корпоративную культуру как совокупность неких общих гуманитарных ценностей, которые посредством определенных стилей управления помогают сфор-мировать единое видение будущего и приверженность высоким стандартам в работе5. Изучая панковское движение, Дик Хебдидж сформулировал идею молодежной субкультуры. В своей работе он проанализировал, как в конце 1970-х годов панки находили способы самоопределения и самовыражения через моду и стиль6. Питер Дормер назвал свое исследование ценности и роли современных ремесел культурой ремесла7. Для объяснения характерных особенностей дизайна в разных странах проводятся исследования национальных культур (пример такого исследования — изучение британской ментальное™ в британском дизайне, проведенное Фредериком Гюйгеном)8.

В модуле 1.1 в обобщенном виде представлены ключевые факторы, объясняющие различия между национальными культурами и определяющие их постоянно изменяющийся характер, а также различия дизайна в разных культурах.

Более того, хотя модуль 1.1 и сфокусирован на национальной культуре, его можно адаптировать для анализа любых других форм культуры.

ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/ 28

Модуль 1.1. Измерения культуры

Экология дает представление о том, как социальная система и свойственная ей культура приспосабливаются к среде, непосредственно их окружающей. География системы обусловливает ресурсы, находящиеся в ее распоряжении, и технологии, которые можно развивать в рамках ограничений, налагаемых этими ресурсами. Самобытность японской культуры, к примеру, — во многом результат ее экологии. Ограниченная площадь сельскохозяйственных угодий на островах Японии привела к более высокой цене на жилье и эстетике, предпочитающей миниатюрность и портативность. Свидетельством тому является бонсай* и бытовая электроника. Будучи страной, практически не имеющей собственных энергетических ресурсов и потому вынужденной импортировать большую часть сырьевых материалов, Япония не могла развивать свою промышленность, производя более дешевые, чем другие страны, товары. Напротив, ей пришлось увеличивать стоимость производимых товаров, сосредоточиваясь на таких наукоемких областях производства, как компьютерная и робототехника.

Социальная структура зачастую становится следствием экологии. Перенаселенные страны, какими являются, например, Япония и Нидерланды, находят различные способы поддержания единства и упорядоченности общества. Политические структуры вправе определять степень культурного разнообраИскусство выращивания карликовых растений.- Прим. Переводчика

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Понимание культуры:

  1. ПОНИМАНИЕ
  2. Понимание и изменения
  3. ПОНИМАНИЕ
  4. ПОНИМАНИЕ
  5. Поиск понимания
  6. Лекция 8. Личность и ее понимание
  7. § 1. О понимании судебной власти
  8. 7. Понимание силы власти
  9. Возможность понимания целого
  10. Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ВЛАСТИ
  11. Я.В. Соколова. Современное понимание бухгалтерского баланса, 2003
  12. Благословляю себя никогда ни у кого не искать ни понимания, ни поддержки!