<<
>>

Развитие дизайн-менеджмента

В 1980-х годах появилось множество модных идей, которые должны были вернуть былую мощь Великобритании, сделать инновации основной ценностью в бизнесе и дать потребителям возможность получить лучшие продукты.

Одной из таких идей стал дизайн-менеджмент. Ключевым принципом этой стратегии было поощрение повсеместного использования дизайна — с помощью грантов, наглядных примеров для подражания и увещеваний Совета по дизайну. Итак, именно 1980-е годы стали свидетелями возникновения дизайн-менеджмента — концепции проведения исследований и внедрения предписывающих мер с целью побудить компании использовать дизайн как одно из средств в конкурентной борьбе.

Сам термин возник в 1960-е годы, после учреждения в 1965 году Королевским обществом искусств (Royal Society of Arts, RSA) награды в области дизайн-менеджмента (Design Management Award) и публикации в 1966 году книги Майкла Фарра «Дизайн-менеджмент» (Design management). Эти события стали свидетельством попыток консалтингового сектора поднять профессиональный статус дизайна посредством предложения более широкого спектра услуг в сфере разработки продуктов и в вопросах корпоративной стратегии.

Все возрастающее недовольство систематичными методами дизайна — в том виде, в котором они были разработаны Брюсом Арчером и Джоном Крисом, — было связано с попытками предста-вителей этой профессии дистанцироваться от образа дизайнера-романтического героя.

Но в политический проект дизайн-менеджмент превратился лишь в 1980-е годы. В рамках Общества промышленных художников и дизайнеров (The Society of Industrial Artists and Designers,

ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА

/278

SIAD) в 1981 году была сформирована Группа дизайн-менеджмента (Design Management Group), а Лондонская школа бизнеса включила дизайн-менеджмент в программу курса МВА и издала курс семинаров по данной теме, опубликованный Советом по дизайну30.

Вскоре дизайн-менеджмент стал неотъемлемой частью образования в области дизайна, и соответствующие курсы были учреждены на факультетах дизайна в университетах де Монтфорта, Мидлсекса, Стаффордшира и других, а также — в Королевском колледже искусств. Дизайн-менеджмент ознаменовал господство бизнес-менеджмента в новой политэкономии образования.

Дизайн-менеджмент преследовал несколько ключевых целей.

Посредством проведения исследований новая область знаний

вознамерилась продемонстрировать представителям промышленности и бизнеса коммерческую ценность инвестиций

в дизайн3132. Недавно трансформированный Совет по дизайну взялся за финансирование такого типа исследований, сде

лав их своей главной миссией.

Методы и стратегии управления некоторых компаний были

определены как образцовые, и на их основании — выработа

ны подходы к разработке политики корпоративного дизайнменеджмента33'34.

Были созданы новые инструменты для пропаганды нового

вида деятельности (и обсуждения связанных с ней проблем),

в частности: Институт дизайн-менеджмента (Design Manage

ment Institute), журнал «Дизайн-менеджмент» (Design Man

agement Journal) в 1989 году, журнал «Совместный дизайн»

(Co-designjournal) в 1994 году, Европейская академия дизайна (European Academy of Design) в 1995 году, журнал «Ди

зайн» (Design Journal) в 1998 году.

С помощью разработки новых курсов на уровне преддиплом

ного и последипломного образования ставилась цель предо

ставить студентам знания, умения и навыки, необходимые

в управлении дизайном.

В наши дни, однако, перед дизайн-менеджментом встала куда более острая проблема переосмысления его целей и направления развития: со временем понятие утратило свое четкое содержание и стало применяться к целому ряду самых разных и ничем не связанных между собой методов и вопросов. Конечно, образование в сфере дизайна должно давать студентам возможность занимать активную позицию и в бизнесе, и в культуре, но дизайн-менед-жент, в том виде, в каком он существует в целом ряде институтов,

ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРОФЕССИИ
|279
не составляет целостную совокупность знаний или набор критических принципов, которые сделали бы это возможным.

При рассмотрении того, чем же занимаются различные дизайн-менеджеры, обнаруживается, что существуют совершенно разные виды дизайн-менеджмента, а значит, в рамках дизайна сосуществуют совершенно разные, отдельные области исследований, образования, обучения и профессионального признания. Как заметил в своем романе High Fidelity Ник Хорнби, и Билл Уайман, и Кит Ри-чардз играют на гитаре, но никому и в голову не придет сказать, что они занимаются одним и тем же.

Следующие примеры из практики проиллюстрируют то, как дизайнеры вырабатывают уникальные навыки, которые могут попасть под определение «управление дизайном»

Власть дизайна

/280

Пример из практики № 1: Элисон Фич, Reebok UK (1 997)35

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Развитие дизайн-менеджмента:

  1. Определение дизайн-менеджмента
  2. Дизайн-менеджмент в промышленности
  3. Что такое дизайн-менеджмент
  4. Подготовка задания на дизайн
  5. Дизайн-концепция
  6. Глава 4. Исследования в дизайне
  7. Глава 4. ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ
  8. Дизайн — человек на первом месте
  9. Коммуникация и дизайн-процесс
  10. Сферы дизайна
  11. Глава 1. Дизайн и потребительская культура
  12. ГЛАВА 2. Дизайн в промышленности и коммерции
  13. Глава 5. Коммуникация посредством дизайна