<<
>>

Совместный дизайн

Совместный дизайн (СД) зародился в скандинавской демократической модели, нашедшей свое выражение в приверженности ин-дустриальной демократии — участию рабочих и представителей профсоюзов в управлении промышленностью.

С конца 1970-х годов вопрос внедрения новых технологий на рабочем месте вызвал к жизни множество проектов, направленных на предостав-ление рабочим права голоса в принятии решений, касающихся технологий и систем, которые должны были изменить их работу. Одним из первых таких проектов, проложивших дорогу принципам совместного дизайна, была «Утопия» (UTOPIA). В рамках этой проВласть дизайна

/198

граммы исследователи работали вместе со Скандинавским союзом графических дизайнеров (Nordic Graphic Workers' Union). Цель со-трудничества заключалась в «разработке мощных вспомогательных инструментов для графических дизайнеров»57. Благодаря проекту «Утопия» были достигнуты некоторые успехи в разработке систем электронной верстки газет. Эти системы создавались на основе тех умений, которыми уже обладали графические дизайнеры и печатники и возможности которых одновременно расширяли.

В Великобритании где-то на периферии профсоюзного движения также имели место подобные инициативы.

Самой известной из них стала попытка Объединенного комитета профсоюзных представителей компании Lucas Aerospace проектировать и разрабатывать целый ряд социально полезных продуктов, которые можно было бы производить на пришедших в упадок оборонных заводах Lucas Aerospace59. Однако скандинавская культура совместного принятия решений, приведшая к возникновению «Утопии», резко контрастировала с британской политикой 1980-х годов, направленной на ослабление влияния профсоюзов. Тэтчеризм оценил преимущества новых технологий с точки зрения эффективности их использования в качестве политического рычага — чтобы подмять под себя профсоюзы.

Возможно, насаждение технологий и дало правым некоторое кратковременное политическое преимущество.

Однако через 20 лет после ожесточенных боев в Уоппинге, когда Мердок раз и навсегда положил конец какому бы то ни было влиянию профсоюзов работников печати*, можно взглянуть на эти события как элемент более широкой и неоднозначной позиции. За некоторым исключением, британская промышленность была склонна недооценивать знания рабочих и их опыт работы, а также нужды и образ жизни потребителей. Судьба британской автомобильной промышленности — хороший наглядный пример того, к каким последствиям может привести нежелание по достоинству оценить качество условий трудовой деятельности и потребительского впечатления. У плохо организованной работы и некачественных товаров нет будущего.

И вновь мы обращаемся к американской компьютерной и мультимедийной промышленности как двигателям перемен, которые видят в совместном дизайне способ приблизиться к потребителю.

1986 году КОМПАНИЯ МЕДИАМАГНАТА РУПЕРТА МЕРДОКА, NEWS INTERNATIONAL, ПОСТРОИЛА В УОППИНГЕ, ПРИГОРОДЕ ЛОНДОНА, НОВУЮ ТИПОГРАФИЮ И ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЧТО ПРИВЕЛО К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ВСЕГО ПРОИЗВОДСТВА NEWS INTERNATIONAL ИЗ ЛОНДОНА В УОППИНГ, А ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЛЕКЛО ЗА СОБОЙ СОКРАЩЕНИЕ 5000 РАБОЧИХ-ПЕЧАТНИКОВ. СОКРАЩЕННЫЕ РАБОЧИЕ ВЕЛИ ОСАДУ ЗДАНИЯ, ОРГАНИЗОВЫВАЛИ КРУГЛОСУТОЧНЫЕ ПИКЕТЫ, НО ИХ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ ПОЛИТИКУ КОМПАНИИ ОКАЗАЛАСЬ БЕЗУСПЕШНОЙ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

Исследования в дизайне

/199

По мнению специалистов Tec-Ed Inc. — консультационной фирмы, внедрившей совместный дизайн в таких компаниях, как Sun Microsystems, Logitech, Cisco Systems и др., — совместный дизайн выглядит следующим образом:

ГРУППА ЛЮДЕЙ ИЗ ЧИСЛА НАИБОЛЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ В ДИЗАЙНЕ ПРОДУКТА СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ ВЫРАБАТЫВАЕТ ВАРИАНТЫ ДИЗАЙНА ПРОДУКТА С УЧЕТОМ ТОГО, КАК ЭТОТ ПРОДУКТ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИГРАЮТ ГЛАВНУЮ РОЛЬ НА СОВЕЩАНИЯХ ПО СОВМЕСТНОМУ ДИЗАЙНУ. ОНИ РАССКАЗЫВАЮТ НАМ О СВОЕЙ РАБОЧЕЙ СРЕДЕ, О ЗАДАЧАХ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ, О ТОМ, КАКИЕ ИЗ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ В РАСПОРЯЖЕНИИ СРЕДСТВ И ИНСТРУМЕНТОВ ИМ ПОМОГАЮТ, А КАКИЕ — НЕТ.

ТАКОЕ АКТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ САМИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИВОДИТ К УСО-ВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДИЗАЙНА ПРОДУКТОВ И СОКРАЩАЕТ ЦИКЛ ИХ РАЗРАБОТКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ59.

В Digital Equipment Corporation дизайнеры в сотрудничестве с группой химиков разрабатывали портативный аппарат обратной связи по крутящему моменту с применением процесса совместного дизайна, включавшего пять этапов60.

Выстраивание отношений. Выбор группы пользователей,

с которыми намеревались работать, первоначально осуществлялся при помощи электронных объявлений в Интернете,

а затем организовывались встречи для ознакомления пользователей с проблемами и технологиями.

Интервью в контексте. Для понимания рабочего контекста

пользователей применялись принципы и методы ИК.

Проведение мозгового штурма. Осуществлялось среди пользователей для определения возможных подходов к решению

дизайна.

Раскадровка. На основе наиболее многообещающих идей, по

лученных в результате мозгового штурма, пользователи и специалисты по компьютерному дизайну создавали иллюстрированные сценарии на тему «один день из жизни пользователя».

Итеративный дизайн*. Раскадровки использовались инженерами в качестве технических требований на проектирование:

на их основе создавались прототипы, которые проходили

тестирование у пользователей-участников, а затем дорабаКОНЦЕПЦИЯ, СУТЬ КОТОРОЙ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ: ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ЦИКЛ; НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ДИЗАЙН СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАЕТСЯ, УЛУЧШАЕТСЯ И ТЕСТИРУЕТСЯ, ПРИ ЭТОМ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УЛУЧШЕНИЙ В СИСТЕМУ В СЛЕДУЮЩЕМ ЦИКЛЕ. — ПРИМ.ПЕРЕВОДЧИКА.
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/200
тывались. Дизайн, таким образом, принимал форму циклического процесса.

Основываясь на приведенном примере, можно утверждать: «Совместный дизайн указал химикам и специалистам по компьютерным технологиям некоторые новые направления в дизайне.

Этот проект свидетельствует: совместный дизайн можно использовать для разработки новых компьютерных технологий так же, как он используется для новых компьютерных прикладных систем»61.

Совместный дизайн предлагает дизайнерской группе целый ряд преимуществ. Прежде всего, он помогает определить неявные знания пользователей и, следовательно, обнаружить возможные проблемы в области дизайна, а также их решения, которые могли бы ускользнуть от рабочей группы, состоящей (в том числе) и из поль-зователей. В результате дизайн более жестко привязывается к реальным требованиям к продукту и пользовательскому контексту, улучшая тем самым впечатление от использования этого продукта. А при разработке дизайна для отдельной группы пользователей или пользовательской среды СД может дать пользователям ощущение своей значимости и чувство владения новым дизайном.

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Совместный дизайн:

  1. Совместная декларация
  2. Совместное решение проблем
  3. 18.4. Ресурсы совместного пользования
  4. 18.4. Ресурсы совместного пользования
  5. СОВМЕСТНО ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОПЕРАЦИИ 6
  6. § 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
  7. Тема 21. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПБУ 20/03)
  8. Распределение расходов и рисков в совместном предприятии
  9. Британская совместная ассоциация ' лесоторговцев и судовладельцев
  10. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни
  11. Методы распределения комплексных издержек между совместно производимыми продуктами
  12. Определение дизайн-менеджмента
  13. Дизайн-концепция