<<
>>

Управление дизайном на операционном уровне

Когда становится понятным, какого рода впечатление требуется создать, возникает необходимость в разработке соответствующих заданий на дизайн для всех аспектов бизнеса, продукции, упаковки, рекламы, интерьеров и т.д.

Обычно задание на разработку дизайна — это отдельный документ, который составляется в отделе маркетинга и вручается дизайнерам — своим или приглашенным со стороны.

Бизнес базируется на целостном впечатлении — осознание этого подразумевает, что составление заданий на дизайн потребует серьезнейшей работы по выявлению характеристик и потребностей на уровне предварительной обработки данных в процессе создания дизайна, на очень неясном уровне, когда еще никто по-настоящему не понимает, что именно стоит за концепциями. Это та стадия, на которой происходит процесс тщательного изложения требований.

ДИЗАЙН В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОММЕРЦИИ

/101

Как только вы определились с изложением требований и начали соответственно им управлять, формулирование технико-экономических показателей нового продукта переходит в стадию разработки продукта.

Данный процесс, вне зависимости от того, что именно вы создаете — услугу, продукт, пространство или ком-муникацию, — вызывает немало споров. Наибольшей популярностью у дизайнеров-практиков пользуется подход, разработанный Купером (рис. 2.15)*.

Какая бы модель ни была выбрана для разработки нового продукта, необходимо понять, как управлять процессом дизайна в рамках данной модели. В 1986 году Стюарт Пью разработал модель тотального дизайна (total design activity model), под которым подразумевается систематическая деятельность, необходимая для определения потребностей рынка/пользователя, деятельность, охватывающая процесс создания продукта, людей и организацию. Другими словами, это объединение в одно целое определенных входных данных из различных специальных сфер знания и из промышленности.

Отсюда следует: чтобы понять и спроектировать

Источник: статья Роберта Дж. Купера «Процессы создания новых продуктов третьего поколения» в журнале «Управление инновациями продуктов» (Cooper, R. Q. Third Generation New Product Processes/R.Q. Cooper //Journal of Product Innovation Management. — 1994. — Vol. 11. — P. 3-14).

Рисунок 2.15. Модель третьего поколения

МОДЕЛЬ STAGE-GATE® («СТАДИЯ—ВОРОТА»), РАЗРАБОТАННАЯ РОБЕРТОМ КУПЕРОМ, — это ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОДУКТА — ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ИДЕИ ДО ВЫПУСКА ГОТОВОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК. ПРОЦЕСС РАЗДЕЛЕН НА НЕСКОЛЬКО ЧЕТКИХ СТАДИЙ, ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ СТАДИИ К ДРУГОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ТОЧКИ КОНТРОЛЯ, ИЛИ «ВОРОТ». ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО НА КАЖДОЙ СТАДИИ КОМАНДЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ СОТРУДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ДОЛЖНЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУСОБОЙ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ПОЛУЧИТЬ ОДОБРЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ПЕРЕЙТИ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТАДИЮ РАЗРАБОТКИ ПРОДУКТА. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/102
целостное впечатление от продукта, необходимо сделать дизайнера центральным звеном команды, включающей в себя сотрудников различных подразделений.

На рисунке 2.16 представлена расширенная диаграмма. В ней нашли свое отражение все стадии процесса разработки дизайна и все связанные с ним действия. Кроме того, из рисунка 2.16 становится ясно, почему дизайн — это работа для целой команды специалистов. Данная модель была разработана специально для предприятий малого и среднего бизнеса, практически не имеющих опыта приглашения дизайнеров со стороны, составления для них заданий на дизайн, контроля и оценки их работы54. Схема наглядно показывает, в какой степени художественно-конструктивное проектирование требует неусыпного контроля и умелого управления.

Заказ дизайн-услуг

Дизайн может осуществляться как подразделением внутри организации (собственной дизайн-службой), таки независимым дизайнерским агентством, приглашенным со стороны (аутсорсинг дизайна), а также возможна и совместная работа своих и приглашенных дизайнеров.

Заказ дизайнерских услуг, как и любой вид деятельности в организации, требует должного управления. Зачастую эту роль берет на себя отдел маркетинга. Однако требование специальных знаний в области дизайна привело к тому, что сегодня организации все чаще прибегают к услугам особого подразделения управления дизайном, или отдела дизайн-менеджмента. (В главе б приводятся конкретные примеры деятельности таких дизайн-менеджеров.)

Если организации заказывают услуги дизайнеров со стороны, то с ними обычно складывается два типа отношений. Это могут быть отношения ad hoc (с лат. — «к случаю») — особые отношения, сложившиеся в данном конкретном случае, то есть когда в этом есть не-обходимость: компания объявляет конкурс и связывается с дизайнерским бюро, выбрав его на основании цены и качества работы. С другой стороны, это могут быть партнерские отношения, когда дизайнерское бюро является предпочтительным поставщиком услуг или одним из таких поставщиков, или же, в случае долговремен-ного партнерства, бюро становится эксклюзивным поставщиком дизайнерских услуг для своих клиентов. Последний вид отношений наиболее предпочтителен для дизайнеров, поскольку позволяет им

Пол Смит (1946-...) — ВЕДУЩИЙ БРИТАНСКИЙ МОДЕЛЬЕР И ДИЗАЙНЕР, ВЛАДЕЛЕЦ КОМПАНИИ PAUL SMITH LIMITED, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПРОДАЖЕЙ КОЛЛЕКЦИЙ PAUL SMITH — ОДЕЖДЫ, МЕБЕЛИ, ЧАСОВ И Т. Д. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

ДИЗАЙН В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОММЕРЦИИ
/103

Рисунок 2. 16. Процесс дизайн-менеджмента

/104

Рисунок 2. 16 (окончание). Процесс дизайн-менеджмента

/105

установить особый контакт с компанией и будущим потребителем, а значит, и лучше понять, какого впечатления ожидают потребители от продукта/услуги, что делает работу специалистов более эффективной. Модельер Пол Смит* представляет собой наглядный пример эффективности таких партнерских отношений. Еще со времен учебы в Королевском колледже искусств (Royal College of Art) он работает вместе с Абудом Суданом, консультантом по дизайну, и сокурсниками-коллегами, которые проектируют все аспекты его международного бизнеса, касающиеся розничной продажи и рекламы.

Таким образом, впечатление от продукта строится на долгих хороших взаимоотношениях, общем понимании продукта и успешных совместных усилиях Смита, Абуда Судана и потребителей.

Заказ дизайнерских услуг — сложный процесс. Многие небольшие компании никогда не пользовались услугами профессиональных дизайнеров и боятся, что это окажется для них дорогим удовольствием. Другие компании просто не в курсе, какие именно услуги могут оказывать дизайнеры.

Существует несколько способов найти подходящих дизайнеров:

личные рекомендации;

объявления;

предыдущий опыт;

справочник «Желтые страницы»;

квалифицированный дизайн-посредник (например, бизнессвязи).

В число факторов, влияющих на выбор дизайнера, входит и репутация дизайнера, и субъективное отношение клиента к дизайнеру. Поскольку дизайн — это творческий процесс, в котором участвуют оба, и дизайнер, и клиент, то здесь никоим образом не следует игнорировать такой фактор, как межличностные отношения, «химию чувств». Преданность проекту также может оказаться важным фактором при поиске дизайнера, особенно когда работа над проектом должна занять несколько месяцев, что вполне типично для товарного дизайна. Здесь как нельзя кстати придутся слова директора по маркетингу компании Ingersoll-Rand*: «Дизайнер должен был взять на себя ответственность и сделать личную ставку на проект. Мы не хотели, чтобы кто-то пришел, выслушал наши проблемы, ушел, все решил и вернулся бы с готовыми решениями. Мы хотели, чтобы дизайнер стал частью нашей команды»55.

* ОДНА ИЗ КРУПНЕЙШИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК ТОВАРОВ, УСЛУГ И КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕВОЗОК, СТРОИТЕЛЬСТВА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА; ОСНОВНАЯ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПРОИЗВОДСТВО КОМПРЕССОРНОЙ ТЕХНИКИ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/106
С точки зрения дизайнера, это может занять больше времени, чем ожидалось, и в нашем примере промышленный дизайнер заявил со своей стороны: «Вы должны посвящать клиента абсолютно во все, иначе по завершении проекта продукт может оказать-ся для него неприемлемым. Это займет много времени. Обычно мы вкладываем больше, чем хотели бы».

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Управление дизайном на операционном уровне:

  1. 22. ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
  2. 6.1. Операционная деятельность
  3. На операционном столе
  4. 10.2 Стратегическое и операционное бюджетное планирование
  5. I. История, функции, операционные системы
  6. 42. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
  7. А. Бич торговли ценными бумагами — операционные издержки
  8. 2. Операционная процедура и инструменты денежно-кредитной политики
  9. Определение дизайн-менеджмента
  10. Дизайн-концепция
  11. Дизайн — человек на первом месте
  12. Коммуникация и дизайн-процесс
  13. Глава 4. Исследования в дизайне