<<
>>

Вербализация дизайна

«Разговор на языке дизайна» — таково название недавно проведенного исследования графического дизайна, которое выявило социальное взаимодействие и комплекс вербально-визуальных коммуникаций, лежащих в основе дизайн-процесса.

Энн Томе, Кэролайн Оутс и Питер Армстронг, проводившие данное исследование в Университете Шеффилд-Халлам, а также в университетах Шеффилда и Кили, утверждают: дизайн можно рассматривать как договорной процесс, а не как исключительно деяние гения, неподвластное сло-весной критике13. Важно отметить, что к похожим выводам привел анализ и других дизайнерских дисциплин, включая архитектуру14, производственное проектирование15 и дизайн продуктов16.

В своем исследовании Томе, Оутс и Армстронг выдвигают такую идею: если цель дизайна — найти решение, учитывающее интересы и клиента, и дизайнера, то дизайнер должен уметь с легкостью переходить с языка вербального общения на язык визуальных средств коммуникации и наоборот. Только через такую игру в вер-бально-визуальный «пинг-понг» можно воплотить концепции, заложенные в написанном задании на дизайн, в визуальном дизайнерском мышлении, транслировать эти идеи обратно клиенту, провести обсуждение, а его результаты интегрировать в дальнейшую разработку дизайна.

Стоит остановиться на некоторых подробностях процесса создания дизайна в том виде, в каком его представляет концепция исследования «разговор на языке дизайна».

В основу этнографи-ческого изучения группы графических дизайнеров, работающих на клиентов из финансового сектора экономики, легли: анализ совещаний с клиентами, исследование методов работы дизайнерской группы и интервью со всеми заинтересованными сторонами. Схе-матическое описание выявленного в результате исследования процесса представлено на рисунке 5.4.

Дизайнер, получив от клиента первоначальное (выраженное устно и обязательно оформленное письменно) задание на выполнение дизайна, принимается за процесс вербальной деконструкции — вербально перерабатывает задание, выявляя его суть и как можно более кратко формулируя основные требования.

СлеВЛАСТЬ ДИЗАЙНА

/226

дующий этап — поиск решения, заключающийся в поиске дизайнером интерпретации посредством игры со словами. Далее игра слов визуализируется: найденные в итоге решения переводятся в визуальные образы. С этой целью часто используются вторичные образы, уже знакомые клиенту. Как показало проведенное исследование, в процессе долговременного сотрудничества дизайнер и клиент вырабатывают собственный своеобразный вербально-ви-зуальный словарь. (Заметим, что в данном конкретном случае сотрудничество длилось более восьми лет.)

Дизайнер представляет клиенту результаты визуального перевода посредством так называемого молчаливого тестирования, то есть без каких бы то ни было предварительных словесных объяснений. Этот немой показ может быть довольно кратким. Пока клиент рассматривает предложенное решение, дизайнерская группа ждет его реакции. Клиент находит словесное выражение своей реакции — переводит визуальные образы в вербальные знаки. Следующим пунктом программы дизайн-процесса становится детальное обсуждение несоответствия между предложенной клиен-том интерпретацией решения и тем смыслом, какой в него вложили дизайнеры.

Вопреки мнению многих клиентов, вера дизайнера в создаваемый им проект основывается на его личном опыте и знании того, что может сработать и как дизайн воспринимается людьми: «Когда

Рисунок 5.4. Дизайн-процесс согласно концепции «разговор на языке дизайна»

КОММУНИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИЗАЙНА
/227
дизайнеры говорят, что что-то работает, они не просто выражают свои предпочтения — они претендуют на хорошее знание аудитории (отстаивают свои профессиональные знания)»17. Обсуждение касается разрешения несоответствия между переводом вербаль-ных знаков в визуальные образы в сознании людей. В результате следует дальнейшая переработка задания, продолжающаяся до тех пор, пока решение не будет согласовано окончательно.

В результате проведенного исследования «разговор на языке дизайна» стало ясно одно: вербальное общение является неотъ-емлемой частью всех этапов создания дизайна и заключается преимущественно в поиске точек соприкосновения между дизайнером и клиентом с позиции вербально-визуального перевода и в выработке взаимопонимания.

Ключевое заключение исследования касается самоопределения дизайнера:

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД, К КОТОРОМУ МЫ ПРИШЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА О САМОМ СЕБЕ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЕГО МАНЕРЕ РАБОТАТЬ... ГРАФИЧЕСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ, ПОПАВШИЕ В НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, БЫЛИ СКЛОННЫ СЧИТАТЬ ВЕРБАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ СВОИХ КЛИЕНТОВ ЧУЖДОЙ ИХ СОБСТВЕННОЙ, В ОСНОВНОМ ОБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... НО ПРОВЕДЕННЫЕ НАМИ ИНТЕРВЬЮ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ВОПРЕКИ ПОДОБНЫМ ПРЕД-СТАВЛЕНИЯМ ВЕРБАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ВСЕХ ЭТАПОВ ДИЗАЙН-ПРОЦЕССА... ЭТО КАК ЕСЛИ БЫ МОЛОДЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ СЧИТАЛИ ДИЗАЙН ПРЕЖДЕ ВСЕГО СФЕРОЙ СВОЕГО ЛИЧНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРАЯ ПО ЧИСТОЙ СЛУЧАЙНОСТИ НАХОДИТСЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ И ВКЛЮЧАЕТ ОТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТОМ И ДРУГИМИ ДИЗАЙНЕРАМИ. ЕСЛИ ЖЕ, НАПРОТИВ, РАССМАТРИВАТЬ ЭТИ ОТНОШЕНИЯ КАК ВАЖНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ДИЗАЙНА... ТО УМЕНИЯ ВЕРБАЛЬНО-ВИЗУ-АЛЬНОГО ПЕРЕВОДА ТОЖЕ ДОЛЖНЫ СЧИТАТЬСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ДИЗАЙН-ПРОЦЕССА. С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, РАЗГОВОР НА ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА — ЭТО И ЕСТЬ ДИЗАЙН18.

Все вышесказанное вовсе не умаляет значения умений визуализации для дизайна. Основную идею можно выразить следующим образом: в дизайне образы и слова работают в тандеме. Роль языка как элемента, внутренне присущего дизайну, подытожил Флеминг:

[ЯЗЫК] ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СООБЩЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ; В ГРУППОВОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ; В ДИАЛОГЕ ДИЗАЙНЕРА С КЛИЕНТОМ И ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ НИМИ; ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПРОСОВ, ИССЛЕДОВАНИЙ, ТЕСТИРОВАНИЯ; ПРИ НАЗЫВАНИИ, СПЕЦИФИ-КАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕНИИ И ДОРАБОТКЕ; В ОЦЕНКЕ, ПРИМЕНЕНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ19

ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
/228
Проводились и другие исследования, которые показали, как используются и какое значение имеют язык и коммуникация на всех этих этапах. По мнению Берна, наиболее эффективно достичь определения и понимания коннотативного аспекта дизайн-задачи можно только посредством вербального выражения в форме тщательно продуманных прилагательных20. Вербально-визуальные коммуни-кативные способности просто необходимы для выявления и изложения таких скрытых требований клиента, связанных с качественными понятиями, как ощущение и настроение, которые настолько неуловимы, что могут попросту не найти свое выражение при формулировке задания на дизайн.

Использование экспрессивных слов и фраз в качестве творческого стимула с большой долей вероятности способно обеспечить соответствие дизайн-решения требованиям клиента; в сущности, эти слова находятся где-то на границе между языковыми и образными формами познания. Кларк и Фуджи-мото приводят пример эффективного использования этого приема при разработке дизайна Honda Accord. Эмоциональные качества автомобиля нашли свое воплощение в одной фразе: «Игрок в регби, одетый в деловой костюм», и это увеличило взаимопонимание между разными функциями, занятыми в процессе разработки21.

Более того, процесс перевода визуальных образов в вербальные знаки и наоборот не просто увеличивает вероятность учтен-ности в дизайн-решении желаний всех заинтересованных сторон — он сам по себе подталкивает к творчеству. Это наиболее очевидно в графическом дизайне, где процесс вербальной игры слов зачастую применяется для поиска решений и имеет не только вербальный, но и визуальный резонанс. Словесное описание проделываемой работы зачастую выявляет также новые творческие возможности в других областях, поскольку дизайн освобождается от условностей, налагаемых на него инструментом, изначально выбранным дизайнером, будь то уголь или CorelDraw. Как верно подметил Лоусон, дизайн-решения в какой-то мере обусловлены формой их представления. Например, когда в качестве единственного метода представления используются планы, часто из виду упускается решение вертикального пространства22. В этом смысле поиски вербального выражения и обсуждение потенциально способны расширить творческое видение.

Поскольку, как доказано, результаты человеческого восприятия и память хранятся в форме языка, наиболее эффективно воспользоваться ими можно лишь в процессе обсуждения23. Филдинг заметил, что обмен вопросами и обсуждение-это необходимый

Коммуникация посредством дизайна

/229

и естественным образом возникающий способ решения задачи или планирования действий и его применение в дизайнерской деятельности надо поощрять:

ОБОЗНАЧАЯ ОБЪЕКТЫ И СОБЫТИЯ, СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ПОДХОДЯЩИМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ТОГДА, КОГДА ЭТИ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

СЛОВА ТАКЖЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ БУДУЩИХ СИТУАЦИЙ,

КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ РЕАЛЬНЫМИ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ24.

Таким образом, оказывается, что дополнение процесса визуализации дизайна вербальным обсуждением стимулирует творчество, поскольку позволяет воспользоваться памятью и способствует появлению мыслей, которые ускользнули бы от дизайнера, полностью сконцентрировавшегося на физическом действии — рисовании. Следовательно, такое вербальное воплощение может рассматриваться как необходимое условие нахождения решения, охватывающего весь спектр дизайнерского опыта и познавательных способностей.

Необходимо, однако, признать, что некоторые исследователи не согласны с этим аргументом и приводят контраргумент: мол, язык накладывает собственные ограничения на процесс познания и сужает творческий размах до понятий, которые можно выразить вербально. Кестлер, например, считает, что настоящее творчество начинается лишь тогда, когда языковые средства познания отложены в сторону, а дизайнер впадает в транс или отдается кинестетическим впечатлениям25. Даже Лоусон в своем критическом обзоре дизайн-процесса, делая акцент на его переговорном аспекте, предупреждает о существующей опасности: слова и фразы вызывают ассоциации, способные (не в меньшей степени, чем визуальные образы) «ослепить» и дизайнера, и клиента26.

Итак, проанализировав различные исследования дизайн-про-цесса, можно прийти к следующему выводу: язык и коммуникация занимают центральное место не только как средства представления идей, но и как часть процесса мышления и обмена информацией, позволяющей переопределять задачи, порождать творческие решения и оценивать результаты. Однако если мы обратимся к некоторым ключевым тенденциям в дизайне, то увидим, что вопросы коммуникации в дизайн-процессе перекрывает быстрая социальная динамика. Она выдвигает перед дизайнерами новые требования с позиции коммуникаций, работы в команде, развития долговременных профессиональных отношений или своего рода альянсов и принятия роли лидера. Именно к этим вопросам мы теперь и обратимся.

Власть дизайна

/230

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Вербализация дизайна:

  1. Определение дизайн-менеджмента
  2. Дизайн-концепция
  3. Глава 4. Исследования в дизайне
  4. Глава 4. ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ
  5. Дизайн — человек на первом месте
  6. Подготовка задания на дизайн
  7. Коммуникация и дизайн-процесс
  8. Сферы дизайна
  9. Глава 1. Дизайн и потребительская культура
  10. ГЛАВА 2. Дизайн в промышленности и коммерции
  11. Глава 5. Коммуникация посредством дизайна
  12. Развитие дизайн-менеджмента
  13. Совместный дизайн
  14. ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙНА
  15. Дизайн вестника
  16. Дизайн и инновации
  17. Визуализация дизайна
  18. ВЛАСТЬ ДИЗАЙНА
  19. Студии графического дизайна