<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

/ 19

предоставляет возможности, сложные задачи, умения и знания; получив все это, дизайнер создает свою жизнь.

Дизайнер — это созидатель. Данное определение работает на не-скольких уровнях.

Итак, уровень первый и самый главный: сама суть дизайна — в умении создавать и в самом акте созидания. Возможно, термин «ремесло» в процессе культурной эволюции и отдалился от таких понятий, как «поиски прекрасного» (искусство) и «цель» (дизайн); но как определение знаний и умений, необходимых, чтобы сделать что-то и заставить это что-то работать благодаря согласованной и упорядоченной работе умелых рук и толковой головы, ремесло остается неотъемлемой частью дизайна4.

На втором уровне дизайнер делает возможным смысл. Исполнение ди-зайнерского решения — это только первая стадия процесса дизайна, за которой следует «ежедневная работа по потреблению», как называет ее Чей-ни, то есть процесс, во время которого продукт становится частью жизни потребителей5. Любой спроектированный продукт, коммуникация и среда предлагают людям новые впечатления.

Карта Зеленого яблока Венди Бро-ер гарантирует новый способ восприятия Нью-Йорка. Кухонные принадлежности Good Grips, облегчая процесс приготовления пищи, предоставляют абсолютно новые впечатления от этого процесса людям, страдающим от артрита, а цифровой текстиль Джейн Харрис придает большую реалистичность анимационным фильмам и тем самым также создает новые зрительские впечатления от просмотра фильма. И все эти впечатления, сливаясь в единый опыт, в городе, на кухне, в кино или где угодно несут в себе смысл и способы его выражения. Актуализируя смысл, дизайнер создает культуру и, как мы покажем в главе 1, таким образом играет роль культурного посредника.

На третьем уровне дизайнер самоопределяется, то есть формулирует свое собственное определение того, что значит быть дизайнером, и решает, как использовать свои особые умения, знания и дизайнерское мышление, чтобы найти свое место в окружающем его мире.

Это особенно справедливо сегодня, в век экономики знаний, гибких моделей занятости и стремительно развивающихся технологий. Творческий подход, изобретательность и воображение приобретают все большую ценность в зарождающейся новой экономике, и именно эти качества больше других развиваются в процессе обучения дизайну. А в то же самое время старые, долго казавшиеся незыблемыми убеждения относительно форм занятости и «одной карьеры на всю жизнь» постепенно теряют свою значимость.

Сегодня то, чем на самом деле занимаются дизайнеры, как они работают и зарабатывают на жизнь, уже отнюдь не стабильные понятия, а может таковыми никогда и не были. Все более ценными для дизайнеров в наше время становятся иные качества: приспосабливаемость, предприимчивость и гибкость. Яркий пример Венди Броер, проявившей свою исключительную предприимчивость в сочетании с гибким использованием новых коммуникационных технологий, чтобы превратить свое изобретение в двигатель изменений во всем мире, говорит о том, что сегодня уже недоВЛАСТЬ ДИЗАЙНА

/20

статочно просто предложить новую дизайнерскую мысль. Пример Джейн Харрис показывает, как умения и знания, приобретенные в одной области дизайна, можно применять и в иной, смежной области.

Итак, дизайнер объединяет в себе черты ремесленника, культурного посредника и находчивого предпринимателя. И не только. Дизайнеры — это еще и опытные исследователи, которые способны всю жизнь продол-жать учиться, которые понимают, что в основе дизайна, как и самого процесса изменений в целом, лежит постоянное приобретение новых знаний. Несомненно, дизайн — это выражение и воплощение знаний. В кухонных принадлежностях Good Grips выражается наше понимание изменяющихся эргономических потребностей людей современного стареющего общества. Отчасти это понимание явилось результатом буквальной примерки на себя особенностей жизни пользователей, чьи потребности были предметом изучения, как в случае эксперимента, проведенного Патрисией Мур. Более того, Good Grips является реализацией целого ряда исследований в области материалов и их эксплуатационных характеристик, а также маркетинга, а цифровой текстиль Джейн Харрис — это воплощение четырех лет кропотливых исследований для докторской диссертации.

Дизайнеры — настоящие эксперты в области коммуникации, они умеют найти своей работе нужный контекст и выступить в роли ее рьяных защитников. Исследования и коммуникация всегда лежали в основе дизайна, хотя и считались не имеющими прямого отношения к творческому процессу.

Отчасти новое понимание профессии дизайнера и состоит в признании этих двух понятий центральными в дизайне.

Наконец, дизайнеры — активные члены общества и, опять-таки, таковыми были всегда. Но в эпоху расцвета тэтчеризма на дизайн смотрели исключительно как на источник добавленной стоимости и конкурентоспо-собности, а дизайнеры считались частью индустрии бизнес-консалтинга; их основные задачи лежали в сфере сокращения штатов, реинжиниринга, рационализации и наведения лоска на подготавливаемые к продаже предприятия общественного пользования. В 1997 году новое лейбористское правительство Тони Блэра сигнализировало об изменении столь узкого взгляда на дизайн. Дизайн оставался источником инноваций и конкурентоспособности, но в то же время была провозглашена политика, согласно которой ему предстояло стать инструментом решения социальных и экологических проблем и всестороннего развития национальной культуры. Это позволило возродить идею гражданской ответственности профессиональных дизайнеров, и дизайн стал рассматриваться как форма социального предпринимательства, занимающаяся проблемами качества жизни населения в целом.

Понимание впечатления от дизайна

«Власть дизайна» исследует контекст, в котором работает дизайнер, особенности деятельности дизайнера и его роль в обществе на пороге третьего тысячелетия. Книга представляет собой мост, связываюВВЕДЕНИЕ

/ 21

щий две главные, фундаментальные идеи. Во-первых, дизайн должен все больше и больше рассматриваться как процесс создания значимых впечатлений. Производство продуктов, коммуникаций или окружающей среды — лишь средство достижения этой цели. Чтобы создавать впечатления, дизайнер должен ставить на первое место человека, смотреть на мир его глазами и ощущать мир его органами чувств. Во-вторых, сама деятельность в сфере дизайна радикально и необратимо изменяется. Возникают новые роли, методы и приемы, уделяющие гораздо больше внимания инновационным, целевым исследованиям, связанным с творческими методами, эффективной коммуникацией и активным предпри-нимательством.

В главе 1 — «Дизайн и потребительская культура» — проектирование рассматривается с точки зрения культуры.

Мы воспользовались результатами исследований из области социологии и культурологии, чтобы изучить, каким образом потребители создают смыслы благодаря впечатлениям, сотворенным с помощью дизайна. В главе 2 — «Дизайн в промышленности и коммерции» — изучаются вопросы конкурентоспособности, инноваций и дизайн-менеджмента, то есть проектирование рассматривается в экономическом и производственном контекстах. В главе 3 — «Проектирование впечатлений» — дизайн рассматривается как средство создания впечатлений и определяются факторы, способные повлиять на него в будущем. В главе 4 — «Исследования в дизайне» — обсуждаются новые методы, ко-торые позволят дизайнерам лучше понять пользователей и потребителей, а также анализируются вопросы развития новой исследовательской культуры проектирования. Глава 5 — «Коммуникация посредством дизайна» — посвящена значению коммуникативных умений для профессии дизайнера: умению взаимодействовать с заказчиками и умению выражать дизайнер-ские решения, используя подходящие коммуникативные средства. Наконец, в главе б — «Дизайнерские профессии» — рассматриваются разнообразные дизайнерские профессии, а также анализируется периодически возникающая проблема профессионального признания. Здесь мы задаемся вопросом, является ли само понятие профессии ограничивающим, пос-кольку то, что было источником слабости вчера, может стать источником силы в процессе переопределения роли дизайнера завтра.

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение
  3. Введение
  4. Введение
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Введение
  7. Введение
  8. Введение
  9. Введение
  10. I. ВВЕДЕНИЕ (МКБ и ГБ)
  11. Глава 1 -Введение
  12. ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СТРАХОВАНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. Введение
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. Введение
  17. Введение
  18. Глава 1.ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ БИЗНЕСА
  19. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
  20. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ