<<
>>

Типы сигналов тела и их интерпретация.

Язык тела – это форма и любые движения тела или его части, с помощью которых посылаются сигналы о внутреннем состоянии человека.

Различают следующие типы сигналов тела.

Поза – положение, которое принимает человек, и движения, которые изменяют это положение.

Например, перемещение центра тяжести тела путем смены опорной ноги.

Мимика – все изменения на лице человека, включая и психосоматические процессы, например, побледнение, покраснение кожи.

Жестикуляция – все действия рук и многие другие действия. Например, от-крывание двери ногой, манипуляция с очками, прикосновения.

Интонация – все явления, связанные с голосом и не требующие концентра-ции внимания на содержании сказанного, звуки несловесного содержания, мелодичность речи, ее громкость, темп и ритмика. К звукам несловесного содержания относятся, например, вздохи, стоны, пощелкивание языком.

Формы (типы) лица – прямоугольное - при ширине лба, лишь немного уступающей ширине подбородка; треугольное – высокий и широкий лоб в сочетании с малым и слегка выдвинутым вперед подбородком; трапециевидное – широкий лоб и слегка суженый подбородок; квадратное и круглое.

В данной главе будут проанализированы сигналы 1-3 типов.

Для озна-комления с сигналами последнего типа и их истолкованием см.: А. Дюрвиль, Г. Дюрвиль. Физиогномика. – М.: ИЦА, 1997.

Существуют общие правила интерпретации сигналов тела:

- Невербальные сигналы многообразны и их можно толковать только в контексте конкретной ситуации общения.

- При одновременном использовании вербального и невербального языков интерпретация не-вербального сигнала требует учета словесного содержания: язык слов и язык тела взаимозависимы.

- Не одиночному сигналу, а только их совокупности можно дать адекватное истолкование.

- Интерпретация невербальных сигналов требует учета культурной принадлежности, социального и служебного статусов человека.

- Существуют общие сигналы, используемые и трактуемые одинаково в данной культурной традиции.

- Язык тела человека всегда персонифицирован.

- Интенсивность и очевидность некоторых жестов снижается с возрастом.

- Эффективное использование невербальных сигналов требует развития наблюдательности, запоминания собственных телодвижений и соответствующих им внутренних ощущений.

Дальнейшее изложение темы будет базироваться в основном на результатах исследования языка телодвижений в рамках западно-европейской традиции.

Тип рукопожатия, его интенсивность и продолжительность несут в себе значительную информацию.

Так, слишком короткое и вялое рукопожатие очень сухой ладонью может свиде-тельствовать о безразличии. Длительное рукопожатие слишком влажной ладонью говорит о волнении. Продолжительное рукопожатие в сочетании с улыбкой, теплым взглядом свидетельствует о дружественном отношении.

Различные развороты ладони также придают рукопожатию разные зна-чения. Когда рука одного человека, захватывая руку другого, разворачивает последнюю вниз – это свидетельствует о стремлении первого партнера доминировать в общении. Такой тип рукопожатия называется властным. Когда же вы, протягивая руку, разворачиваете ее вниз, - это покорное рукопожатие с вашей стороны. Его используют в ситуации, когда надо позволить партнеру чувствовать себя хозяином положения.

Рукопожатие, при котором ладони партнеров остаются в вертикальном положении, свидетельствует о взаимоуважении. Пожатие прямой, несогнутой рукой свидетельствует о намерениях сохранить дистанцию в общении и подчеркнуть неравенство. Рукопожатие только кончиками пальцев также свидетельствует о намерении держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Как и предыдущий тип рукопожатия, он является признаком неуважения. Пожатие обеими руками, когда левая рука кладется на руку, локоть или плечо партнера выражает искренность и теплые чувства. При этом, чем выше кладется рука, тем глубже чувства партнера. Такой жест называется «перчаткой» и применяется хорошо знакомыми людьми.

Рукопожатие всегда сопровождается системой сигналов, которые несут поза, жесты и мимика.

В практике делового общения выделяются несколько основных жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние собеседников, эмоциональные реакции, сте-пень уверенности в себе, раскованность или зажатость, осторожность или по-рывистость. В позах и жестах проявляется социальное положение человека, усвоенные им культурные нормы.

К жестам открытости относятся «раскрытие рук» (ладонями вверх) и «расстегивание пиджака». Когда становится реальным достижение соглашения, то эти действия протекают в сочетании с изменением позы и дистанции (выпрямление ног и передвижение ближе к столу).

Поза открытости характеризуется прямой осанкой и открытым, но не пристальным взглядом.

О волнении и нервозности часто свидетельствуют напряженные заплетенные ступни. Если человек испытывает раздражение, то ступни будут настолько напряжены и прижаты одна к другой, что можно заметить слабые, но резко направленные удары. Если же человек доволен, спокоен, то ступни расслаблены – вытянуты или без напряжения сплетены.

Скрещенные на груди руки часто являются сигналом того, что человек ушел в себя. Скрещенные руки в сочетании с отсутствующим выражением лица, нахмуренным лбом и легким наклоном головы назад свидетельствуют о том, что собеседник не вникает в происходящее. Если же плечи человека приподняты и напряжены и он слегка покачивает головой, то это означает его скрытое несогласие, а скрещенные руки в такой ситуации выступают в роль барьера, блокируют коммуникацию. В зависимости от ситуации, жест «скрещенные руки» может и не являться негативным сигналом (например, когда человеку холодно). Когда кисти скрещенных рук впиваются в плечи или бицепсы, то это говорит о сильной негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот жест часто сопровождается холодным, слегка прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. В таком случае следует немедленно изменить тактику ведения беседы.

Состояние размышления сопровождается жестами «рука у щеки» и «пощипыванием переносицы». Когда собеседник находится на стадии принятия решения, то может почесывать подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки, а остальные находятся ниже рта – это свидетельствует о критическом восприятии доводов партнера.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха и прикосновениями к носу. Замечено, что люди часто касаются своих волос не только во время обсуждения проблемы, но и когда они смущены.

Весьма информативным может быть движение руки ко рту.

Этот жест может свидетельствовать о замкнутости. Общение с таким человеком требует большей собранности и внимательности. Если при этом человек опирается на что-нибудь, то это свидетельствует о закрытом типе жестикуляции. Когда человек чуть-чуть было не проговорился или необдуманно сказал что-то лишнее, он тут же прикрывает или зажимает (во втором случае) рот. «Это говорит о том, что рука и рот в разговоре выступают заодно». (В. Биркенбил. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 116).

Жесты несогласия, неодобрения. Их можно назвать и жестами вытеснения, так как они являются следствием сдерживания своего мнения. Одним из распространенных является собирание несуществующих ворсинок с костюма. Такой собеседник обычно сидит, слегка отвернувшись от других.

Мимика имеет очень большое значение в практике общения. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь. По лицу мы можем судить, понял ли нас человек, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реак-циях человека. Особенно выразительны глаза и губы человека.

С помо-щью глаз передаются достаточно точные и открытые сигналы. Для успешного налаживания контакта с собеседником ваш взгляд должен встречаться с взглядом собеседника около 60% времени беседы. При деловом общении взгляд должен быть направлен на воображаемый треугольник на лбу собеседника (линия бровей служит в качестве основания) и не опускаться ниже его глаз.

Реакция зрачков как вид сигнала не поддается сознательному контролю. Поэтому по сужению и расширению зрачков можно судить о характере реакции на услышанное. Если человек искренне заинтересован, он не сможет скрыть реакцию зрачков – они расширяются. При эмоциональном возбуждении (и при восхищении, и при испуге) зрачки расширяются. Когда же человек сердится или у него подавленное настроение, его зрачки сужаются. Умение фиксировать изме-нение размеров зрачков издавна использовалось в деловой практике. Ориентация на зрачки покупателя давала возможность китайским и турецким торговцам судить о реакции покупателя на предлагаемую цену товара.

Взгляд очень информативен и может осуществлять сильное психологическое давление.

Так, долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику свидетельствует о желании доминировать над ним, подчинить себе. Пристальный взгляд в течение 10 и более секунд может вызвать волнение и дискомфорт у подчиненного, а направленный на руководителя – агрессивную реакцию с его стороны.

Широко раскрытые глаза с теплым взглядом - сигнал удовольствия, одобрения и приятного сюрприза. В этом случае рот слегка приоткрыт, а брови приподняты. Взгляд широко раскрытых глаз может сигнализировать и об отрицательных эмоциях. Чувство неприятного удивления, кроме широко раскрытых глаз, со-провождается выражением легкого испуга и сомкнутыми бровями. Широко раскрытые глаза в сочетании с нахмуренными бровями и плотно вытяну-тыми вперед губами – свидетельство конфронтации, злости.

Большое значение в мимике имеет положение губ. Растянутые с приподнятыми уголками рта губы – знак радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы – показатель замкнутости, изогнутые – свидетельство сомнения или иронии. Опущенные уголки рта свидетельствуют о подавленном настроении. С помощью глаз и губ обрабатывается множество вариантов мимики. Улыбка очень важна для создания доверительной атмосферы общения. Люди, которые умеют улыбаться, вызывают больше симпатии и легче переносят жизненные неудачи. Существует взаимосвязь между улыбкой и внутренним состоянием человека. Так, если у человека на душе «кошки скребут», его улыбка будет выглядеть вымученной, искусственной, ибо другие части лица будут свидетельствовать об истинном состоянии человека. «Фальшивая улыбка будет длиться дольше искренней и спадать медленнее – как бы убеждая вас, что она настоящая». (С. Квиллиам. Тайный язык жеста и взгляда: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс, 1998. С. 141).

Г. Бройнинг дает следующие практические рекомендации участникам делового общения (Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996).

Походка:

- идите навстречу партнеру спокойно и свободно;

- на-правьте свой взгляд на него.

Положение стоя:

- правильная поза та, когда вы стоите прямо, не наклоняясь ни вперед, ни назад;

- опустите руки вдоль туловища, не скрещивайте их перед собой.

Положение сидя:

- не садитесь прямо напротив партнера, сядьте немного в стороне;

- сидите спокойно, свободно, опираясь на спинку стула и вытянув ноги; кто сидит на краю стула, сигнализирует: я готов вскочить.

Голос:

- выражайте эмоции голосом;

- неуверенные люди говорят чаще всего тихо и делают длинные паузы;

- у агрессивно настроенных людей голос звучит резко, громко, холодно или язвительно;

- говорите неторопливо и делайте паузы;

- глубоко вдохните и выдохните несколько раз, чтобы проконтролировать свой голос;

- потренируйте до переговоров интонацию своих наиболее важных высказываний: нередко модуляция важнее, чем содержание сказанного.

Мимика:

- сохраняйте приветливое выражение лица;

- избегайте морщинить лоб;

- поддерживайте визуальный контакт, но избегайте смотреть в упор.

Задания. Вопросы. Ответы. Сформулируйте сущность социальных атрибутов пространственно-временной структуры коммуника-ции.

Дайте характеристику основных этапов коммуникативной связи.

Назовите особенности временной структуры публичного выступления.

Какие типы контактного взаимодействия вы знае-те?

Перечислите типичные ошибки при выслу-шивании партнера.

Выделите психологические принципы регламентации коммуникации и обще-ния.

Какие существуют способы преодоления барьеров при установлении контакта?

Дайте определение сущности и причин конфликта.

Какие стили и формы поведения при разрешении конфликта вы знаете?

Каковы типы сигналов тела?

Какие преимущества дает деловому партнеру умение «читать» невербальные сигналы?

Каковы общие правила интерпретации невербальных сигналов тела?

Какие бывают рукопожатия и о чем они сигнали-зируют?

Какую информацию несет в себе поза?

Перечислите жесты, свидетельствующие о нервозности, волнении и уходе в себя.

Какие жесты информируют о несогласии, неодоб-рении?

Какую информацию несут в себе поло-жения бровей и губ?

18. Раскройте информативное содержание взгляда. Задания. Тесты. Ответы. 1. Какому эго-состоянию соответствуют выражения типа «Я не понимаю, как ты смог это допустить», «Всем известно, что так не поступают»:

а) родитель;

б) взрослый;

в) ребенок.

2. Если оппонент что-то голословно утверждает, то какой вопрос правильнее задать:

а) можете ли Вы привести веские основания;

б) какие практические решения предлагаете Вы;

в) не могли бы Вы точнее выразить свою мысль;

г) как это связано с обсуждаемой проблемой.

3. Наиболее типичным стилем поведения в конфликтной ситуации является:

а) стиль сотрудничества;

б) стиль уклонения;

в) стиль конкуренции;

г) стиль компромисса;

д) стиль приспособления.

4. Если оппонент ведет себя излишне эмо-ционально, своенравно, в полемике не приемлет ар-гументов другого, повторяет одно и тоже, то с помощью какой фразы полемика будет направлена в нужное русло:

а) поясните смысл Вашего красноречивого утверждения;

б) как, по-Вашему, можно более разумно решить задачу;

в) а не обсудить ли нам Ваши предложения и их последствия;

г) нельзя ли иначе подойти к проблеме, и Вы сами указывали ранее на это.

5. Если оппонент судит самонадеянно, руководствуясь утверждением: «Я больше, чем уверен в правильности предостережений», то какая позиция разрядит обстановку:

а) не обсудить ли нам Ваши предложения и их последствия;

б) а не вернуться ли к высказанной Вами одной интересной идее;

в) каков смысл Вашего утверждения;

г) не чувствуете ли Вы себя обделенным;

д) какое другое решение Вы можете предложить.

6. Открытые глаза, внимательный взгляд и легкий наклон туловища по направлению к собеседнику соответствуют эго-состоянию:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого.

7. Продолжительный неподвижный взгляд в глаза собеседнику свидетельствуют:

а) о пренебрежении;

б) о желании уйти от контакта;

в) о стремлении подчинить себе собеседника;

г) о непонимании сказанного собеседником.

8. Сигнал «кисти скрещенных рук, впившиеся в бицепсы в сочетании с холодным взглядом» говорит:

а) о желании уйти от контакта;

б) о сильной негативной реакции на сказанное собеседником;

в) о требовании повторить сказанное;

г) подчинить себе собеседника.

9. Прикосновение к носу, к волосам во время обсуждения проблемы чаще всего выражает:

а) сомнение и смущение;

б) согласие со сказанным;

в) неодобрение, несогласие;

г) уход в себя.

10. В Японии сжатый кулак, слегка прижатый к животу человека, символизирует:

а) агрессию;

б) злость, раздражение;

в) самоубийство.

11. Жест «рука за спиной охватывает запястье другой руки» выражает чаще всего:

а) высокую самооценку и негативное отношение к партнеру;

б) невы-сокую самооценку, неуверенность в правильности своего поведения;

в) высокую самооценку и уверенность.

<< | >>
Источник: Еремина Ю.В. Деловое общение. 2007

Еще по теме Типы сигналов тела и их интерпретация.:

  1. ТОРГОВЫЕ СИГНАЛЫ
  2. ДРУГИЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА
  3. 17.2. Рыночные сигналы
  4. 17.2. Рыночные сигналы
  5. ЯЗЫК ТЕЛА
  6. ВНЕ ТЕЛА
  7. ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА
  8. Как тренировать язык тела?
  9. Как понять невербальные сигналы?
  10. Глазные сигналы доступа
  11. Посылаем и принимаем невербальные сигналы
  12. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  13. Об органах тела ИХ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  14. 7. АНОРГОНОТИЧЕСКИЕ УЧАСТКИ ТЕЛА В КАТАТОНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ
  15. Раздел IX. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТОВ И ОПРОСНИКОВ
  16. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ